Школа на распутье

Сегодня развитие школы в цифровой среде идет по инерционному сценарию. Усилия по ее цифровой трансформации недостаточны и пока не приводят к главному – к тому, чтобы школа нацелилась на высокий образовательный результат каждого. Это грозит деградацией школы и даже социальным дарвинизмом – предупреждает профессор Инобра Александр Уваров в исследовании «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования». Социальный дарвинизм – явления, когда элементы естественного отбора начинают проявляться в общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что доступ к качественному образованию могут получить только богатые – трансформация ее работы не произойдет.

Александр Уваров описал три сценария того, как школа может использовать новые технологии дальше. Самый оптимистичный – трансформационный: управленцы и учителя начнут активно совершенствовать образовательный процесс, используя для этого возможности цифровых технологий. В случае, если сохранится инерционный сценарий, школа тоже не останется в стороне от технологической революции, но качественного улучшения ее работы не случится. Это усилит неравенство. Худший вариант – дивергентный, при котором массовая школа потеряет ведущую роль в предоставлении качественного общего образовании. Инициативу перехватят сетевые образовательные сообщества и EdTech.

При дивергентном сценарии образовательные сервисы, в том числе от глобальных поставщиков, будут адресованы, прежде всего платежеспособным пользователям. Родители будут недовольны «отсталой» школой и сосредоточатся на том, чтобы купить качественные образовательные услуги на стороне. Недовольны останутся и учителя, которые начнут искать интересную работу вне школы – как тьюторы, сетевые методисты, в этом будут заинтересован и EdTech. Рынок сервисов будет расти, вслед за платными услугами подтянется и независимая аттестация вне школы. Образование для богатых и бедных окончательно разойдется в разные стороны. Смогут ли сетевые сообщества в такой ситуации устоять перед соблазнами и учить всех – большой вопрос.

Инерционный сценарий выглядит не так зловеще, хотя хорошего для школы тоже мало. Поставщики технологий будут ориентироваться на централизованный госзаказ, административный контроль усилится, а благосостояние учителей и школы нет. Цифровые технологии будут только дополнят традиционные учебники, классно-урочная система не изменится. EdTech частично компенсирует недостатки школы, но коммерческие образовательные сервисы будут доступны не всем – хотя расслоение и не достигнет таких масштабов, как при дивергентном сценарии.

Наконец, в случае успеха цифровой трансформации школа выиграет за счет того, что учителя смогут отказаться от рутины. Это приведет к персонализации обучения и реформе классно-урочной системы: школа целенаправленно займется воспитательной работой, учителя-воспитатели смогут больше работать с каждым учеником, появятся личные учебные планы, работа в командах и разновозрастных группах. Вырастет разнообразие услуг и снизится неравенство в образовании.

От чего зависит, по какому сценарию пойдет развитие школы, и как на это можно повлиять сейчас – читайте в исследовании Александра Уварова, опубликованном в серии «Современная аналитика образования».

Его полный текст здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418229279.pdf

Институт образования НИУ ВШЭ

Оставить комментарий