По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом. Обычно говорят, что мастер-классы не показывают, а проводят. Это действительно так, ведь во время мастер-класса ведущий учитель не просто рассказывает, но и показывает, как применять на практике новую технологию или метод. В педагогической среде первооткрывателем жанра мастер-классов стал учитель музыки, победитель конкурса «Учитель года» (1992 г.) Артур Заруба. Именно музыкальные мастер-классы, знакомые ему не понаслышке, стали «прототипом» учительских мастер-классов.

Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего, на специфике учебного предмета, на специфике адресата и даже на количестве слушателей. В мастер-классах могут быть задействованы фокус-группы или участниками мастер-класса могут стать все зрители одновременно. В любом случае мастер-класс отражает личность мастера, его способ и приемы взаимодействия с аудиторией и является абсолютно уникальным, авторским явлением.

Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, «включенность» в происходящее слушателей – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Я люблю сочинять и проводить мастер-классы, и у меня накопилась уже небольшая коллекция, которой я хочу с вами поделиться. Все они так или иначе опираются на работу с текстом и предполагают вчитывание в текст.

Мастер-класс Погружение в текст. Рассказ Л. Петрушевской.

Этот мастер-класс родился из названия короткого рассказа Л.С. Петрушевской. Восхождение по лестнице смыслов к названию рассказа («Страна») происходит по мере рассмотрения фактуального, концептуального и подтекстового уровня текста (терминология И. Гальперина).

Мастер-класс «Снежная баба». Стихотворение Б.Слуцкого

Текст стихотворения Бориса Слуцкого «Бесплатная снежная баба» был предложен школьникам для анализа на РЭ ВОШ по литературе. Он, что называется, «зацепил» и долго не отпускал, пока не превратился в серьезный разговор о тяжелом военном опыте, о понятии «честь», о жертвенности и милосердии.

Мастер-класс «Возвращение к тексту»

Этот мастер-класс был задуман как метапредметный и предполагал демонстрацию современных, в том числе цифровых, приемов работы с текстом. За основу был взят отрывок из «Одиссеи» Гомера: текст непонятный и далекий, казалось бы, современному человеку. Тем не менее, одна из задач мастер-класса – показать актуальность этого текста и его вневременность. «Возвращение к тексту» — это и возвращение к смыслу, и к самому себе, человеку читающему.

Мастер-класс «Снег идет». Стихотворение Б. Пастернака

Мастер-класс появился ночью в январе, когда шел снег. Пронзительные строки Пастернака о времени и о судьбе будоражат своей загадочностью, а этот разговор – попытка разгадать загадку стихотворения. Еще одно применение методики трехступенчатого погружения в текст (И. Гальперин).

Мастер-класс «А на самом деле…»

Как разглядеть в тексте позицию автора? Чем объяснить разные точки зрения на одно и то же событие или на одну и ту же личность? Как не стать жертвой словесной манипуляции? Эти и другие вопросы побудили к созданию мастер-класса о стилистической и жанровой природе текста, в котором мы учимся разделять факты и мнения, а также различать художественные миры в рамках разных литературных направлений.

Мастер-класс «Я так вижу»

Этот мастер-класс рассказывает о творческом переосмыслении классических текстов на уроках литературы и об опыте создания «текстов новой природы». Все материалы основаны на реальных групповых и индивидуальных работах учеников (т.н. «изографика»). В процессе проведения занятия его участники сами могут стать авторами творческих работ по стихотворению Ф.Тютчева «День и ночь».

Мастер-класс «Оптика текста»

И вновь в центре внимания загадочный текст, на этот раз стихотворение О. Мандельштама «Дано мне тело…». Сложная многослойная структура этого небольшого раннего стихотворения великого акмеиста деликатно проявляется через попытку герменевтического подхода и через раскрытие интертекстуальных связей стихотворения, например, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» или с библейским мифом о сотворении Адама.

Полезные ссылки:

Мастер-классы участников конкурса «Учитель года»:
https://teacherofrussia.edu.ru/competition/history/master?year=2019

Мастер-класс Артура Зарубы «С чего начинается музыка?»

Оставить комментарий